«В некоторых справочниках слово Шунут рассматривается как мансийско-башкирский гибрид (мансийское шун – «существо», башкирское ут – «огонь»). Огонь зажигался на этой высокой горе как сигнал о приближающейся опасности. В элементе ут действительно заманчиво видеть тюркское ут – «огонь», но сложение «существо» + «огонь» - очень странная для топонимии конструкция. Кроме того, шун по-мансийски отнюдь не существо, а «сани», «нарты». Поэтому лучше считать ороним Шунут чисто тюркским, что подтверждается гармонией гласных (у-у) и ударением на последнем слоге. Однако если делить слово на компоненты шун и ут, его первая часть шун не находит достаточно убедительного объяснения в тюркских языках. И вообще есть некоторые сомнения в том, что делить слово надо именно так. Дело в том, что в ряде геологических работ конца XIX - начала XX вв. вместо названия Шунут-камень фигурирует Белый камень (может быть, за светлый цвет скал). Однако указаны ручей Шунут, Шунутский рудник и небольшой Шунутский увал южнее современного Шунут-камня. В то же время в других геолого-географических трудах этого же времени названия Шунутские горы, Шунутский кряж, Шунутская гряда как будто бы употребляются в современном смысле, а ороним Белый камень прилагается только к скалистой вершине. В этом случае явно недостает фактов, но можно допустить, что первично название речки и прилегавших к ней незначительных объектов, и тогда о членении на шун и ут не может быть и речи».
Являясь высшей точкой Коноваловского увала, Шунут возвышается на 726 метров над уровнем моря.
Величественные, живописные скалы местами совсем неприступны, обрываясь вниз на несколько десятков метров. Особенно они высоки и отвесны с востока.
Скалы сложены конгломератами – сцементированной галькой – и кварцитопесчаниковыми сланцами. Это опорный геологический разрез так называемой шунутской свиты. Как утверждает географ Н.П. Архипова, возраст пород более 600 миллионов лет.
Поверхность скал местами покрыта накипными лишайниками белого, серого, ржаво-красного цветов.
С Шунута вся окружающая местность – как на ладони. Внизу раскидывается зеленый ковер тайги на десятки километров, среди которого выделяются поселки Краснояр и Мариинск, подальше – Ревда. Местами проглядывает река Ревда и Мариинское водохранилище. С Шунута видны трапециевидная Азов-гора, Соколий камень, с другой стороны – Бардымский хребет.
В окрестностях преобладают вторичные березово-осиновые леса, как результат бывших масштабных вырубок. Хотя есть участки с елями, пихтами, соснами. Среди растений встречаются эндемики и реликты, редкие виды, занесенные в Красную книгу.
Место очень красивое. Поэтому круглый год пользуется большой популярностью среди туристов. К сожалению, сюда любят ездить и квадроциклисты с джиперами, которые до невозможности разбили ведущую на гору дорогу. В итоге пешие туристы идут на Шунут по колено в грязи...
На подходе к скалам, слева от тропы, есть родник, но летом он полностью пересыхает. Так что, отправляясь на Шунут, возьмите достаточное количество воды, либо наберите ее по пути в речке.
К югу от Шунута по гребню Коноваловского увала почти по всему протяжению встречаются невысокие скальные выходы. Но дорог и троп непосредственно по гребню нет. Самые впечатляющие скалы Коноваловского увала в стороне от Шунута – Старик-камень, прямо у подножия которого проходит дорога. Старику-камню посвящена отдельная статья на «Ураловеде». Еще одна очень красивая скала находится между Стариком и Шунутом. В профиль она тоже напоминает человеческое лицо (на мой взгляд, самая живописная из этих скал). А юго-восточнее Старика-камня расположена скала Дед-камень. Посещая Шунут, обязательно стоит побывать на известном радоновом источнике с могилой святой для старообрядцев отшельницы Платониды.
Недалеко от Шунута берет начало река Серга. Кстати, природный парк «Оленьи ручьи», в настоящее время вытянувшийся вдоль этой реки от города Нижние Серги и почти до Михайловска, в перспективе планируется расширить и включить в него в том числе Шунут.
Несколько лет назад в этих местах жил отшельник, частично парализованный после укуса клеща. Недавно он покинул эти места, но в лесу осталась стоять его недостроенная избушка.
Деревня Краснояр, от которой ходят на Шунут, - совсем небольшая, с постоянным населением менее двух сотен человек. Здесь проживает немало старообрядцев часовенного согласия, не отошедших от своей веры даже в советские времена. Интересно, что летом 1981 года участники археографической экспедиции УрГУ А.А. Гриненко и И.А. Шумкова у одного из жителей села - у Абрама Семеновича Щукина - обнаружили уникальные старинные книги XVII-XIX веков. Некоторые из книг и рукописей он передал в дар УрГУ.